Что такое ФГОС? Суть Федеральных государственных образовательных стандартов

Что такое ФГОС? Суть Федеральных государственных образовательных стандартов

Что такое ФГОС? Суть Федеральных государственных образовательных стандартов

Оглавление

  1. Цели стандартов образования
  2. Структура ФГОС
  3. Федеральные стандарты школьного образования нового поколения
  4. Требования ФГОС к результатам образования

ФГОС – Федеральные государственные образовательные стандарты. Это свод требований, которым обязаны соответствовать образовательные учреждения России, имеющие государственную аккредитацию.

Федеральные стандарты – инструмент, который регламентирует деятельность всех государственных структур Российской Федерации. В сфере образования таковыми являются ФГОС.

Цели стандартов образования

Что означает ФГОС в системе российского образования? Свод требований разработан, чтобы обеспечить достаточный уровень знаний школьнику, независимо от того, в каком субъекте РФ он учится. Это предоставляет равные возможности всем учащимся для дальнейшего развития: поступления в вузы, обретения профессии, определения себя в российском социуме..

ФГОС определяют обязательный минимум информативности учебных программ, максимальный объем нагрузки, а также устанавливают требования к процессу образования. На основании этих стандартов формируются учебные пособия и методички, задания по аттестации школьников и программ подготовки педагогов.

Новые ФГОС за 2020 год не ограничиваются рамками уровня знаний по школьным предметам, но учитывают и личностные результаты. Эти стандарты приняты для достижения основных целей образовательного процесса:

  • становление личности добросовестного человека;
  • раскрытие способностей каждого ученика;
  • адаптация к коллективной работе;
  • формирование ответственности.

В новых регламентах предусмотрена роль школы как места, где учащиеся не только получают навыки и знания, необходимые для будущей профессии, но и обретают базу для решения жизненных задач.

Федеральные государственные образовательные стандарты разъясняют, чего должен достичь ученик, преодолев очередную ступень образования:

  • определяют необходимый уровень знаний и навыков;
  • степень социального самоопределения;
  • наличие принципов духовно-нравственного развития.

ФГОС также задают нормы материально-технической базы, особенности организации занятий, требования к педагогам. Это ориентир, обязательный для каждой школы.

Общие цели и структура ФГОС закреплены в Федеральном законе «Об образовании», который был принят в 2012 году.

 

Каждый федеральный государственный образовательный стандарт включает требования к:

  • видам и правилам ведения образовательной деятельности;
  • условиям реализации образовательных программ;
  • результатам образовательного процесса.

Подробная структура ФГОС приведена на официальном сайте. Портал предоставляет информацию по всем существующим образовательным стандартам: от дошкольных до университетских. Представлены также отдельные ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Принципы формирования ФГОС предусматривают плавный переход между образовательными ступенями. Важно последовательное соблюдение предписаний регламента. Сформированные стандарты конкретизируются и дополняются:

  • базовыми образовательными программами;
  • программами развития универсальных учебных действий;
  • требованиями к кадрам, оборудованию, финансам в образовательных учреждениях;
  • примерными рабочими программами по предметам;
  • программами духовно-нравственного развития и воспитания.

Свод этих документов отвечает на вопрос о том, что было до ФГОС и легло в основу формирования стандартов. ФГОС динамичны и обновляются с учетом текущих требований общества и социальной стратегией развития государства. Это необходимо для отражения актуальных изменений в социуме и структуре знаний. Для этого Минобрнауки РФ ведет постоянный образовательный мониторинг и своевременно вносит изменения в действующие регламенты.

Федеральные стандарты школьного образования нового поколения

 

ФГОС нового поколения уделяют значительное внимание не только физическому или умственному развитию детей, но и их морально-нравственному воспитанию. Если раньше многие личностные ориентиры закладывались лишь поверхностно, то теперь на это принято делать специальный акцент. В частности, это касается представлений о здоровом образе жизни и питании, которые теперь стараются разъяснять детям уже с 1 класса.

Государственные стандарты образования нового поколения предполагают развитие определенных качеств учащихся, в соответствии с требованиями современного информационного общества. При этом регламенты созданы на основе стратегий социального проектирования, определяющих способы достижения необходимого социального результата, касательно нравственного и познавательного становления школьников.

Новые ФГОС соответствуют требованиям времени, так как прежние системы образования устарели. Изменились жизненные приоритеты, появились новые стрессообразующие факторы, возникли новые социальные и технические условия. В связи с этим стали актуальны современные технологии обучения, которые призваны помогать педагогу, активно вовлекая детей в учебный процесс. Необходимо, чтобы учащиеся могли самостоятельно:

  • ставить цели изучения интересующих тем;
  • формулировать и решать задачи;
  • применять полученные знания на практике.

Другими словами, современные ФГОС направлены на развитие школьников через обучение определенным видам деятельности. Что подразумевается в данном случае под развитием? Самоопределение, самореализация, формирование адекватной картины мира и т. п. Для этого от преподавателей требуется освоить современные технологии образования и активно применять в своей работе:

  • возможности информационно-коммуникационных технологий;
  • обучение на основе «учебных ситуаций»;
  • игровые технологии;
  • преимущества организации конструктивных дебатов;
  • навыки критического мышления и исследовательской деятельности;
  • проблемно-диалогические техники и пр.

Современные стандарты образования направлены на то, чтобы дети смогли успешно реализовываться развиваться в существующих реалиях, обладая для этого нужными качествами, способностями и знаниями. Изменения ФГОС также обусловлены тем, что изменился подход к образованию. Если раньше программы были преимущественно усредненными, но теперь приоритет отдается развитию способностей учащихся, с учетом их личных стремлений, желаний и особенностей.

Еще недавно ученик, по окончании определенной образовательной ступени, для аттестации должен был показать достойные результаты только по части знаний и навыков, например, знать таблицу умножения или уметь решать тригонометрические уравнения. Согласно новым ФГОС, теперь внимание уделяется трем основным показателям:

  • предметные знания – освоение школьных дисциплин, которое оценивается отметками в журнале и дневнике школьника;
  • метапредметные результаты – освоение универсальных предметных действий, например, разработка проектов, умение анализировать и т. п.;
  • личные результаты – способность ученика к саморазвитию, умение формулировать свое мнение, чувство собственной ответственности и т. д.

В соответствии с новыми требованиями изменилась и позиция учителя. Теперь педагог не только дает новые знания и контролирует их усвоение, но на своем примере показывает и разъясняет ученикам, как уметь самостоятельно находить правильный ответ в сложной ситуации, почему важен здоровый образ жизни и пр. Задача педагога – создавать для ребенка все условия для личностного роста, активизировать в нем тягу к познанию. В прошлых стандартах образования, к сожалению, эти качества не стимулировались.

Современному обществу необходимы образованные, предприимчивые и высоконравственные люди, которые:

  • могут разрабатывать правильные стратегии достижения своих целей и взаимодействовать с обществом;
  • мобильны в восприятии и анализе информации;
  • чувствуют личную ответственность за судьбу страны и ее процветание;
  • умеют самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность.

Другими словами, появилась ориентация на воспитание личности, которая самостоятельно выбирает цели, достигает их оптимальным способом, отвечает за результаты и при этом способна к коллективной работе.

Все эти нормы закреплены в ФГОС нового поколения. Но соблюдаются ли они в школах? К сожалению, далеко не всегда. Некоторые преподаватели относятся к ним как к рекомендациям, а не обязательным требованиям. Поэтому качество школьного образования продолжает расстраивать многие семьи. При этом, проект ФГОС содержит четкие критерии, по которым можно проверить уровень образования в школе. Родители могут оценивать компетентность педагогов и качество технического оснащения классов.

И если эти показатели разочаровывают, всегда можно перевести ребенка на семейное образование. Сейчас это не экзотика, а вполне обычная практика для многих семей в России.

Можно ли выстроить занятия в соответствии с системой обучения ФГОС при семейном образовании? Если вы внимательно относитесь к этим стандартам, то это вполне возможно. Ведь преимущества семейного образования (СО) в том, что родители могут полностью контролировать процесс и результаты обучения.

Приведем и другие достоинства СО:

  • индивидуальные программы обучения;
  • возможный акцент на качествах и навыках, которые родители хотят привить ребенку;
  • самостоятельный выбор педагогов;
  • возможность регулировать нагрузку для наибольшей эффективности учебного процесса.

Все эти преимущества уже получают семьи, выбравшие Домашнюю школу «ИнтернетУрок». Учебная программа школы соответствует ФГОС, и при этом ребенок может заниматься в удобном ему темпе в комфортной обстановке и получать подробную обратную связь о своих успехах от педагогов школы.

Вопрос-ответ

Правила перехода на СО для первоклассников и старшеклассников одинаковы?

InternetUrok

Нужно ли уведомлять органы образования, что ребёнок переходит на семейную форму обучения?

InternetUrok

Как контролировать уровень знаний у ребёнка на СО?